Важно помнить, что анализ предлагаемых данных, услуг и цен на них делался по информации, собранной с различного рода теневых форумов, площадок в Dark Web и Telegram. Мы не можем гарантировать подлинность предложений третьих лиц по любой отдельно взятой компании или банку. Вся информация в этом обзоре представлена исключительно для ознакомительных целей и основана на информации, на которую мы не оказываем никакого влияния. Все представленные в этом отчете данные актуальны на момент его составления.
«Пробивом» принято называть предоставление (продажу) информации по конкретному человеку (или компании) из базы данных организации практически в режиме реального времени, инсайдером, имеющим доступ к этим данным в силу своих служебных обязанностей.
На этом рынке основными поставщиками услуг «пробива» являются посредники, работающие напрямую с инсайдерами в организациях и рекламирующие себя на теневых площадках.
Отметим, что в наш отчет попадают данные только по тем посредникам, которые на момент исследования действительно могут оказать ту или иную «услугу», а не просто пишут про них в своих объявлениях на форумах.
Согласно собранной нами информации всего на различных теневых форумах, на момент исследования, активно работает 81 посредник. Большая часть (71) из них занимается «госпробивом», чуть меньшее количество (61) посредников предоставляет «мобильный пробив» и существенно меньше (22) – «банковский пробив».
Общее количество активных посредников, в сравнении с прошлым отчетом, выросло незначительно (было 77, стало 81). Число тех, кто занимается «банковским пробивом» практически не изменилось (было 21, стало 22). Посредников по «госпробиву» стало больше на 22%, а по «мобильному пробиву» — на 17%.
Поскольку статистика «пробива» нами ведется с 2017 года, то можно проследить динамику изменения цен за эти годы.
На этом графике показано изменение медианной цены всех основных видов «пробива» доступных на рынке. Отчетливо виден постоянный тренд на рост цен от года к году. За 7 лет – в 18.5 раз. Причем первый существенный скачек цен в 2 раза случился в 2021 году, а в 2023 цены увеличились еще в 2.5 раза по сравнению с предыдущим годом.
Вероятно, это говорит о том, что до 2021 года на цены в основном влияла только инфляция. Начиная с 2021 года на цены, скорее всего, оказывают влияние некоторые меры, которые организации предпринимают для борьбы с инсайдерами, занимающимися незаконной торговлей информацией. Искоренить «пробив», как явление полностью не удается, но сложность добычи информации повышается и соответственно цены у посредников тоже растут.
На графике ниже представлена медианная цена «пробива» по трем основным направлениям: банки, операторы мобильной связи и государственные органы.
В качестве эталонной «услуги» для «банковского пробива» традиционно нами была выбрана выписка за минимальный период (месяц или более, в зависимости от того, что доступно на рынке) по счетам/картам клиентов всех банков, по которым были предложения за отчетный период. Для «мобильного пробива» — детализация звонков и СМС абонентов за минимальный период (месяц или более, в зависимости от того, что доступно на рынке) 4-х операторов связи. Для «госпробива» — получение информации о собственнике транспортного средства из ГИБДД, передвижения человека из системы «Розыск-Магистраль» и данные по всем выданным паспортам из АС «Российский паспорт».
Цена «пробива» по государственным базам данных остается на низком уровне относительно других видов «пробива». В среднем «госпробив» дешевле «банковского пробива» почти в 8 раз. По сравнению с 2022 годом цены на «госпробив» выросли в 2.5 раза. Предложений данной «услуги» на рынке всегда с избытком.
Цена «пробива» абонентов операторов связи выросла по сравнению с прошлым годом в 3.3 раза. «Мобильный пробив» дороже «банковского пробива» в 2.3 раза. За все время наблюдений только в 2021 году «мобильный пробив» был дешевле «банковского пробива».
Следует отметить, что «услуги» (вспышка, детализация и т.п.) по «пробиву» абонентов все чаще выполняются посредниками через своих инсайдеров в государственных структурах (т.н. «запрос через органы»), а для большинства операторов – только «через органы». Это самое главное изменение по сравнению с прошлым годом и вероятно именно из-за этого цены на «мобильный пробив» выросли так сильно. Предложений «мобильного пробива» на рынке тоже всегда много.
Что касается цен на «пробив» клиентов банков, то после стагнации в 2022 году, в 2023 они выросли на 51%. В сравнении с «госпробивом» и «мобильным пробивом», «банковский пробив» по-прежнему является самой нестабильной «услугой» данного рынка. Предложений по тому или иному банку может не быть в нужный момент времени. По большинству небольших банков «пробива» нет в принципе или найти его крайне сложно. Фактически есть только один банк (см. график ниже), по которому всегда есть некоторое количество посредников (на момент исследования – более 10), предлагающих данную «услугу».
На следующем графике представлена медианная цена «пробива» по конкретным компаниям.
Банковский «пробив» тут представлен только Сбером из-за того, что это единственный банк, по которому есть стабильное предложение «пробива» в любой момент времени. По другим банкам отсутствуют данные (в силу отсутствия предложения на рынке) за тот или иной год, и невозможно проследить непрерывный тренд.